Цикл лекций приурочен к выставке "Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата"
Предания, связанные с государственными регалиями, возникли задолго до открытия музея в стенах Кремля.
Как возникла легенда о шлеме великого князя Александра Невского? Когда был развенчан миф о Мономаховых дарах, согласно которому они привезены от императора Алексея Комнина? Почему Борис Годунов носил байдану Марфы Посадницы? И где теперь находится детский доспех Дмитрия Донского? Об этом и многом другом мы узнаем на лекциях цикла.
в русской культуре второй половины XVIII-XIX вв.
в русской культуре второй половины XVIII-XIX вв.
Воображаемое средневековье
Воображаемое средневековье
Записи лекций
записи лекций
Предания, связанные с государственными регалиями, возникли задолго до открытия музея в стенах Кремля.
Не позднее 1527 года появилась первая редакция "Сказания о князьях Владимирских". В ней утверждалось, что "благочестивый царь Константин Мономах" отправил послов с дарами к великому князю Владимиру Мономаху. К концу XVIII века складывается версия легенды о Мономаховых дарах, согласно которой они привезены от императора Алексея Комнина и сохранились в Оружейной палате. Эту традицию продолжил и развил А. Ф. Малиновский в первом труде, посвященном коллекции Оружейной палаты. Но при подготовке переиздания в 1835—1837 гг. легендарная атрибуция Мономаховых регалий стала настоящим камнем преткновения.
Как возникла легенда о шлеме великого князя Александра Невского? Почему Борис Годунов носил байдану Марфы Посадницы? И где теперь находится детский доспех Дмитрия Донского? Об этом и многом другом можно узнать из лекции.
К началу XIX века Оружейная палата Московского Кремля стала главным музеем страны, доступ в который получили исследователи из числа дворян. Наряду с хранившимися в ней государственными регалиями, одними из первых изучались предметы вооружения. Однако не все памятники удавалось надежно соотнести с той или иной эпохой или историческим персонажем. Так рождались легендарные атрибуции, некоторые из которых вскоре были опровергнуты и забыты, а другие сохраняют популярность до сих пор.
Во второй половине XVIII века в России начал формироваться жанр исторической живописи на национальные сюжеты. События древнерусской истории стали ежегодными темами заданий для учащихся Академии художеств. Это нововведение было частью политического проекта императрицы Екатерины II по изучению и прославлению национального прошлого, в рамках которого публиковались законодательные акты Древней Руси, а также были изданы исторические труды М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, М. М. Щербатова.
На лекции вы узнаете о том, из каких источников художники XVIII — начала XIX веков черпали сведения о древнерусской истории и образах русских князей; познакомитесь с живописными работами А. П. Лосенко, И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова, Д. И. Иванова, О. А. Кипренского, а также узнаете об опере "Начальное управление Олега", для которой либретто написала сама Екатерина Великая.
В начале XVIII века, в процессе освоения Россией западной культуры, заимствуются и ее средневековые элементы. В первую очередь это касается наследия рыцарской культуры, элементы которой перенимаются российским дворянством.
Уже в петровское время появляются дома-крепости (замки). Новое обращение к данной теме наступает в екатерининское время. На российскую почву переносится то, что в западной традиции принято называть "готическим возрождением". Первоначально сферой его приложения является исключительно пространство пейзажного парка. "Готическая декорация" используется для оформления усадебного дома, еще одним новым типом становятся "готические" храмы.
В конце XVIII — начале XIX века "готика" приходит в городское пространство. Нередко происходит сопряжение подлинной средневековой архитектуры и "готических" элементов. В 1820-е — 1830-е годы "готическое" направление в русском зодчестве развивается под влиянием идей романтизма, по-прежнему реализуясь в основном в формах садово-парковой архитектуры.
Вместе с тем, после победы над Наполеоном, на волне патриотического подъема, формируются идеи национальной архитектуры. Происходит постепенная реабилитация отечественного средневекового наследия. В середине XIX столетия складывается официальный русско-византийский стиль. "Готика" же включается в обойму востребованных эклектикой исторических стилей и находит применение в пространстве интерьера.
В эпоху историзма интерес к прошлому воплотился не только в произведениях искусства, но и в характере придворных празднеств.
В царствование императора Николая I в высшем свете возникла мода на тематические костюмированные балы, которые напоминали театральные спектакли: для них готовили эффектные декорации, шили роскошные костюмы, ставили танцы. Сценарии маскарадов повторяли сюжеты модных опер, литературных произведений, авторы обращались к древнегреческим мифам, эпохе средневековья и рококо, экзотическим восточным мотивам. Особенной любовью в аристократической среде пользовалась рыцарская тематика.
В период романтизма идеализация средневековья как времени возвышенных чувств способствовала возрождению культа Прекрасной дамы и рыцарства. В августейшей семье мода на романтические сюжеты соединялась с личными отношениями царской четы, их мироощущением и воспитанием. Императрица Александра Федоровна, урожденная прусская принцесса Шарлотта была дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма  III. Ее домашнее имя — "Белая роза" — Бланшфлур, было заимствовано из романа Ф. де ла Мотт Фуке «Волшебное кольцо», посвященного времени короля Артура и рыцарей Круглого стола и популярного в первой половине XIX века не меньше, чем произведения Вальтер Скотта.
В 1829 году в Потсдаме во время "высочайшего" визита в Пруссию, было устроено костюмированное торжество, посвященное литературному образу принцессы Шарлотты — "Волшебство белой розы", его главной героиней стала российская императрица. Праздник включал турнир "рыцарей" — представителей самых знатных фамилий Европы, состязавшихся в ловкости и красоте верховой езды, метании копий. Участники разыгрывали "живые картины" — сцены из жизни Шарлотты, а во время бала, у подножия трона, на котором восседала государыня в образе "Бланшфлур", исполняли тематические танцы — кадрили.
Еще одним видом придворного праздника, навеянного средневековыми традициями, были костюмированные конные шествия и состязания. При дворе Екатерины II и Александра I состязания в ловкости верховой езды, метании дротиков и копий устраивались во славу правящего монарха. Во времена Николая I карусель приобрела романтический ореол, кульминацией действа стало явление кавалькады всадников и всадниц в средневековых костюмах, которые демонстрировали мастерство верховой езды и изящество манер. В 1842 году по случаю серебряного юбилея свадьбы царской четы состоялась серия рыцарских каруселей в Царском селе.
Условия оформления заказа
оформление заказа
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube
Адрес Gmail обязателен
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
наши лекторы
наши лекторы
Кандидат исторических наук.
Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук.
Научный сотрудник Музеев Московского Кремля.
Куратор выставки "Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата".
Лектор-искусствовед Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Научный сотрудник Музеев Московского Кремля.
Куратор выставки "Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата".
Фотогалерея
фотогалерея
Шапка Мономаха Второго наряда
Шапка Мономаха Второго наряда
В конце XVIII-начале XIX вв. считалась короной Таврической и венцом княгини Ольги. Москва, мастерские Кремля, 1682. Золото, драгоценные камни, жемчуг, бархат, мех; чеканка, литье, резьба Музеи Московского Кремля
Рыцарские доспехи «Древнее вооружение» (ракурс)
Рыцарские доспехи «Древнее вооружение» (ракурс)
Златоустовская оружейная фабрика, 1830–1833 Мастер — Иван Николаевич Бушуев Сталь, латунь, медь, кожа, бархат, ткань; выколотка, чеканка, литье, просечка, монтировка, гравировка, травление, золочение, синение Златоустовский городской краеведческий музей
Государственный щит
Государственный щит
Приписывался князю Мстиславу Великому. Москва, мастерские Кремля, последняя четверть XVII в. Золото, серебро, горный хрусталь, нефрит, стекло, драгоценные камни, ткань, золотный и шелковый шнур; литье, чеканка, резьба, насечка, шитье. Музеи Московского Кремля
Арчак
Арчак
Изображен на картине А.Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Москва, мастерские Кремля, вторая половина XVII в.; алтабас – Иран, вторая половина XVII в. Золото, дерево, драгоценные камни, кожа, алтабас, жемчуг; чеканка, эмаль, ткачество, шитье. Музеи Московского Кремля
Шлем (шапка ерихонская)
Шлем (шапка ерихонская)
Приписывался князю Александру Невскому. Москва, Оружейная палата, 1621. Мастер Никита Давыдов. Булатная сталь, золото, драгоценные камни, шелковая ткань, жемчуг; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль. Музеи Московского Кремля
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею
Александр Дмитриевич Литовченко. Россия, 1875
Настольное украшение «Олень»
Настольное украшение «Олень»
Изображено на картине А.Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Гамбург, 1635–1644. Мастер Иоган Янс. Серебро; чеканка, литье, пунцирование, золочение. Музеи Московского Кремля
Шлем
Шлем
Приписывался казанскому хану Шах-Али. Османская империя, вторая половина XVI в. Булатная сталь, золото, серебро, рубины, бирюза, шелковая ткань; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, воронение, канфарение, ткачество. Музеи Московского Кремля
Тарч
Тарч
Москва, вторая половина XVII в. Сталь, железо, медный сплав, серебро, ткань; ковка, клепка, литье, золочение, резьба, ткачество, чеканка. Музеи Московского Кремля
Трон
Трон
Приписывался великому князю Ивану III и царю Ивану IV Грозному. Москва, Оружейная палата (?), 1654–1667; отдельные пластины спинки и двуглавый орел над ней – Москва, XIX в. (?) Дерево, слоновая и моржовая кость, серебряные нити, медный сплав, железо, бархат, глазет; резьба, литье, золочение. Музеи Московского Кремля
Парадная алебарда
Парадная алебарда
По легенде, принадлежала телохранителю Лжедмитрия I. Москва, мастерские Кремля (?), конец XVII – начало XVIII в. Медный сплав, серебро, бирюза, дерево, ткань, золотная бахрома, золотные нити, блестки; литье, резьба, чеканка, плетение, левкас, золочение. Музеи Московского Кремля