В 2023 году Санкт-Петербургу исполняется триста двадцать лет. Этой памятной дате посвящен наш лекционный цикл.
Город, основанный по воле Петра Великого, на протяжении двух столетий рос и развивался под неусыпным вниманием царствовавших в нем государей, сумевших придать Петербургу внешность блестящей европейской имперской столицы.
Петербург, Петроград, Ленинград: история, культура, архитектура
Петербург, Петроград, Ленинград: история, культура, архитектура
И даже тогда, когда город утратил столичный статус, трижды изменил свое имя, он сохранил свой неповторимый облик и тот особенный своеобычный культурный фон, на котором протекает жизнь его обитателей и по сию пору.
Записи лекций
записи лекций
Санкт-Петербург, основанный на берегах Невы, поначалу не стал таким, каким был задуман. Он жил скорее в мечтах Петра Великого, который с огромным упорством стремился их реализовать.
Опасность исчезновения нависла над Санкт-Петербургом при преемниках Петра, но город устоял.
Женское правление оказалось благоприятным временем для дальнейшего развития Санкт-Петербурга.
Императрица Екатерина I старалась сохранить город таким, каким он был при ее муже. Императрица Анна Иоанновна вернула императорский двор из Москвы, куда он перебрался при Петре II. Анна запустила вновь процесс развития северной столицы. Императрица Елизавета Петровна придала городу на Неве невиданный доселе блеск.
Практически все великолепные здания, воздвигнутые в это время в Санкт-Петербурге и его окрестностях, за редкими исключениями, были созданы по проектам Франческо Растрелли или при его участии.
При императрице Екатерине II на смену пышному барокко приходит строгий классицизм. В столицу Российской империи приглашаются зодчие из Франции, Италии, Англии: А. Ринальди, Ж.-Б. Валлен-Деламот, Д. Кваренги, Ч. Камерон. Наряду с ними в Санкт-Петербурге работают ни в чем им не уступающие отечественные мастера: Ю. М. Фельтен, И. Е. Старов, Н. А. Львов.
Город постепенно обретает тот свой величественный вид, который делает Петербург Петербургом.
Триумфальный характер петербургской архитектуры начала XIX века был обусловлен не только победой в войне с Наполеоном, но и ростом могущества Российской империи, достигшей апогея в своем развитии.
Творения зодчих эпохи ампира А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Ж.-Ф. Тома де Томона, К. И. Росси, В. П. Стасова, О. Монферрана, воспетые поэтами, связали город незримыми нитями в единое архитектурное пространство. Но под влиянием романтических идей на смену классицизму приходит многостилье.
Классический наряд Санкт-Петербурга начинают дополнять здания, построенные в ином ключе.
В "эпоху великих реформ" снова, как и за сто лет до этого, начинает кардинально меняться облик Санкт-Петербурга. В пореформенную эпоху город наполняют невиданные доселе промышленные здания и инженерные сооружения, громадные доходные дома и роскошные особняки.
Внешний вид города, заканчивающего второе столетие своей истории, определяют постройки, исполненные в различных неостилях: неорусском, необарочном, неоготическом.
В начале XX столетия ведущее положение, наряду с эклектикой, занял стиль модерн, в т.н. "северной" его ипостаси, а затем неоклассицизм. Происходит новое пышное "цветение" северной столицы на фоне "отмирающей" монархии.
Лишившийся столичного статуса, трижды изменивший имя, дважды переживший подлинный упадок в начале и в конце двадцатого столетия, подвергшийся жесточайшим военным испытаниям, город на Неве продолжал расти и украсился новыми прекрасными зданиями, как в послереволюционную, так и в послевоенную пору: постройки, возведенные в стиле конструктивизм, в т.н. "сталинском" стиле, или "сталинском ампире".
Архитектурные сооружения, появившиеся в Петербурге во второй половине XX и начале XXI века, принято относить к модернизму и постмодернизму, архитектурным направлениям по своей стилистике далекими от классического облика северной столицы. Печально, что за порогом своего трехсотлетнего юбилея городу пришлось бороться за сохранение своего исторического лица.
Условия оформления заказа
оформление заказа
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube
Адрес Gmail обязателен
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
наши лекторы
наши лекторы
Методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед II категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук.
Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории
Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.