Цикл посвящен сложной и многоликой русской культуре XVIII века.
На лекциях вы узнаете, какое место занимал Санкт-Петербург в истории градостроительной мысли; в чем отличие архитектуры городской усадьбы от загородной; проследите за эволюцией храмового зодчества в России от Петра Великого до Павла Первого.
В XVIII веке становятся популярны новые для русской культуры виды искусства: скульптура и гравюра, их истории посвящены две лекции.
путеводитель
по русской культуре xviii в.
путеводитель
по русской культуре xviii в.
Записи лекций
записи лекций
Об этом и многом другом пойдет речь на данной лекции.
В течение века строится значительное число выдающихся построек общественного назначения. Дома дворцового типа еще крайне редкие в начале столетия, в конце его, особенно в Москве, количество их исчисляется десятками, все больше их появляется в дворянских усадьбах и провинциальных городах.
Начиная с петровского времени светская архитектура Москвы и провинции постепенно становится все более репрезентативной. Архитектура жилых и общественных зданий, приобретая черты господствующего стиля, занимает в планировке российских городов ключевое место, или, как минимум, более заметное чем это было в предшествующий период.
Вы познакомитесь с историей застройки Санкт-Петербурга от первых бастионных укреплений на Неве эпохи Петра I до проектирования кругового ансамбля Дворцовой площади при Екатерине II; вы узнаете, как Доменико Трезини разрабатывал регулярный генеральный план города, на какие европейские образцы опирался, планируя четкую сетку улиц и типовые проекты домов.
Петербург – это город-остров, город-крепость, город-верфь и порт, город-сад. Лекция посвящена истории проектирования новой российской столицы в XVIII веке.
В петровское время процесс формирования репрезентативных усадеб европейского типа только начинается. Наряду с новыми царскими резиденциями, такими, к примеру, как Петергоф и Стрельна, появляется меншиковский Ораниенбаум.
Архитектура российских дворянских усадеб будет следовать в русле придворных предпочтений на протяжении всего восемнадцатого столетия. На нашей лекции мы постараемся показать вам это на конкретных примерах.
Как было сказано однажды: "Пример Двора священ вельможам, богачам…" И, хотя настоящее утверждение напрямую не относятся к зодчеству, все же именно в данной сфере этот принцип проявляется особенно наглядно.
В середине века знаменитый Растрелли строит не только для императрицы Елизаветы Петровны, но и для А.Г. Разумовского и других вельмож. Предпочитаемый этой императрицей барочный стиль и регулярные сады появляются в усадьбе А.П. Бестужева-Рюмина на Каменном острове в Петербурге и в подмосковных имениях Нескучное Н.Ю. Трубецкого и Кусково П.Б. Шереметева. Подлинный расцвет увеселительных дворянских усадеб наступает в екатерининское время.
Классицизм в его французском изводе и палладианство, причудливые turquerie (тюркери) и chinoiserie (шинуазри), нежная готика и суровая дорика появляется вслед за императорскими резиденциями не только в усадьбах вельмож, но и у дворянства средней руки.
В связи с этим тиражное искусство гравюры, верный способ воспеть императора-победителя и реформатора, переживало наивысший расцвет. В технике гравюры исполнялись карты российских городов, увековечивались события военных триумфов и коронаций, появилась мода на гравюрный портрет.
Восемнадцатый век стал в истории России временем активных внутренних преобразований и важных военных побед.
На лекции вы узнаете о работе гравировальной мастерской при Санкт-Петербургской типографии, узнаете о популярных в XVIII веке гравировальных техниках, познакомитесь с творчеством граверов Адриана Шхонебека, Питера Пикара, А.Ф. Зубова.
Кто же из любителей искусства ваяния не припомнит "Восковую персону" К. Растрелли или "Медного всадника" Э. Фальконе, мраморные бюсты работы Ф. Шубина или скульптурные надгробия Ф. Гордеева и И. Мартоса, петергофскую статую "Самсон, раздирающий пасть льву" М. Козловского, скульптурную группу "Нимфы, несущие земную сферу" у здания Адмиралтейства Ф. Щедрина или рельеф "Поклонение медному змию" на аттике Казанского собора в Санкт-Петербурге И. Прокофьева.
В восемнадцатом столетии русская скульптура, приобретя светский характер, прошла сложный путь от барочных творений даровитого Карло Растрелли до выполненных в строгом классическом стиле работ целой плеяды прекрасных скульпторов Этьена Фальконе, Федота Шубина, Федора Гордеева, Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Ивана Прокофьева, Феодосия Щедрина.
Работы этих знаменитых мастеров составляют золотой фонд отечественного искусства. Об их жизни и творчестве и будет рассказано на этой лекции.
Условия оформления заказа
оформление заказа
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Стоимость доступа к видеозаписи
300 руб.
Продолжительность видеозаписи
60-90 мин.
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Адрес Gmail обязателен
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube
Стоимость доступа к видеозаписи
300 руб.
Продолжительность видеозаписи
60-90 мин.
наши лекторы
наши лекторы
Методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед II категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук.
Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории
Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.