В 2022 году исполнилось 170 лет со дня рождения Антонио Гауди. Самым знаменитым шедевром испанского архитектора безусловно является Храм Святого Семейства, начатый в конце 19 века и строящийся по сей день.
К этому юбилею приурочен цикл, который познакомит слушателей с историей церковной архитектуры Западной Европы и России с конца XIX века до современности.
Современная церковная архитектура. На пороге XXI века
Современная церковная архитектура. На пороге XXI века
К юбилею Антонио Гауди
К юбилею Антонио Гауди
Современная церковная архитектура.
На пороге XXI века
Записи лекций
записи лекций
В 1884 году Антонио Гауди возглавил главный проект своей жизни — храм Святого Семейства в Барселоне. Архитектор отдал храму сорок лет. Переехав за год до смерти из своего дома в парке Гуэль в мастерскую на территории собора, он буквально слился с этим проектом.
Гауди использовал самые необычные и смелые архитектурные решения: конусовидные башни, параболиченские формы, звёздчатые и зубчатые орнаментальные мотивы. Храм Святого Семейства по сей день представляет собой строительную площадку, и таковым останется предположительно до 2030 года.
На лекции вы узнаете о том, какие архитектурные памятники вдохновили Гауди на создание этого необычного проекта, какими еще церковными постройками занимался Гауди, и, конечно, познакомитесь со всеми этапами строительства храма Святого Семейства.
Капелла Розария или Капелла Чёток во французском городке Вансе была построена. 1949—1951 гг. по проекту и Анри Матисса, создавшего эскизы витражей и монументальных росписей, мебели и даже облачений священников. Капелла Матисса — самый знаменитый шедевр целой волны новых проектов для церковных зданий, созданных во Франции в середине 20 века: новых архитектурных форм, абстрактных витражей и т. д.
С этим периодом связаны работы художников и архитекторов как Жорж Брак, Пьер Боннар, Альфред Манесье, Марк Шагал, Ле Корбюзье.
На лекции вы узнаете, как идеи модернистской архитектуры Ле Корбюзье и абстрактной живописи Альфреда Манесье нашли место в церковном пространстве.
Церковная архитектура Америки многолика — это и монолитный неоготический Вашингтонский собор, и зажатый манхэттенскими небоскрёбами собор Святого Патрика в Нью-Йорке, и полный неовизантийских мозаик собор Святого Людовика в Сент-Луисе, Миссури, и даже прозрачная «Стеклянная церковь» в Ранчо Палос Вердес в Калифорнии.
На лекции вы познакомитесь с самыми знаменитыми церковными постройками США, узнаете, почему они так многолики, и на какие традиции и стили европейской церковной архитектуры они опираются.
Активное развитие архитектурной мысли в Италии XXвека отразилось и на церковной архитектуре. Рост итальянских городов требовал создания новых храмов в новых городских кварталах. Они отвечали новаторским инженерным идеям, но в то же время напоминали и о великой итальянской архитектуре прошлого. Так, построенная в стиле рационализма базилика Сан Джованни в центре огромного жилого квартала Дон Боско на окраине Рима перекликается своим куполом с собором Петра.
На лекции вы узнаете о самых знаменитых церковных постройках XXвека в Риме, Милане и Флоренции.
Если для церковной архитектуры Западной Европы и Америки двадцатый век был временем активного строительства и "диалога" между современными архитекторами и Церковью, то для церковной архитектуры России это было время утрат и "молчания".
Возрождение храмового строительства происходит в конце 1980 — начале 1990ых гг. На лекции вы узнаете о разных типах храмов, которые появились в Росси на рубеже XX—XXI вв.еков; о том, какие творческие группы занимаются церковным строительством сегодня; какие архитектурные стили и тенденции XIX века по-прежнему важны для русской церковной архитектуры и есть ли среди них место для новых архитектурных экспериментов.
Методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Окончила исторический факультет Ленинградского Университета в 1987 г. В Музеях Кремля работает с 1989 г.
Круг научных интересов — посольский церемониал при дворе русских царей в XVII в., придворный и праздничный церемониал в России в XVII – начале XX в., история костюма, творчество ювелирной фирмы Фаберже, Большой Кремлёвский дворец.
Автор нескольких научных и научно-популярных статей, опубликованных в сборнике "Материалы и исследования" музеев Кремля и в различных журналах. Автор книг для семейного чтения "Дела посольские" и "Праздники при дворе русских царей в XVII в.".
В Лектории музея читает авторские циклы и отдельные лекции:
"Праздники и увеселения при дворе русских царей и императоров",
"Парадный костюм российского императорского двора",
"Коронации российских императоров в Кремле",
"Фаберже. Искусство знаменитой династии ювелиров".
Лариса Валентиновна Соловьева
Методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Окончила отделение искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, является аспирантом НИИ РАХ.
Область научных интересов - итальянское прикладное искусство XIV—XVI вв. и творчество итальянских архитекторов в России на рубеже XV—XVI вв.
Проводит обзорные экскурсии по всему комплексу Музеев Московского Кремля, Большому Кремлевскому Дворцу, по выставкам, проходящим в музее, на русском, английском, итальянском языках.
Проводит методические занятия для студентов, начинающих экскурсоводов, гидов-переводчиков по Территории Кремля, музеям-соборам.
Автор ряда научных статей и методических рекомендаций.
Читает лекции авторского цикла "Итальянские зодчие в Московском Кремле", а также лекции в коллективных циклах: "Древние соборы Московского Кремля", "Образ Богоматери в иконах кремлевских храмов"
Татьяна Николаевна Мунтян
Ведущий научный сотрудник научно-хранительского отдела "Оружейная палата" Музеев Московского Кремля, хранитель коллекции русского ювелирного искусства XIX-XX вв.
МГУ имени М.В. Ломоносова, историк искусства, искусствовед.
Аккредитованный эксперт при МКААД по теме «Произведения русских ювелирных фирм XIX – начала XX веков. (Фаберже, Болин, Хлебников и другие мастера)».
Кавалер ордена Карла Фаберже (Мемориальный фонд Карла Фаберже), 2009 г.
Автор книг по истории Фаберже и русского ювелирного искусства: «Пасхальные подарки Фаберже», «Неизвестный Фаберже» и др.
Автор и составитель каталога к выставке Фаберже в Брюсселе, 2005 г.
Лектор-искусствовед II категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
В 2010 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ. В 2012–2013 году проходила стажировку в Сорбонне (Париж), по итогам которой защитила диплом на степень магистра.
Область научных интересов — архитектура Возрождения в Италии, художественные связи России и Италии, культура и искусство Франции.
Является автором статей по теории архитектуры Возрождения.
В Музеях Московского Кремля читает авторские циклы лекций для детской и взрослой аудитории.
Екатерина Эрнестовна Медведева
Кандидат исторических наук. Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Окончила исторический факультет МГУ им. Ломоносова, кандидат исторических наук, доцент. Более 15 лет преподавала в МГУ им.М.В. Ломоносова.
Область научных интересов – история Центральной Европы в XVI–XVII вв., международные отношения.
Автор более 70 научных работ, среди которых монография "Австрийские Габсбурги и сословия в XVII в.", главы в коллективных трудах "Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XVII в." и др.
В Лектории Музеев Московского Кремля читает авторские циклы лекций:
"Рожденные, чтобы править миром: двор Австрийских Габсбургов в XVI–XVII вв.",
"Эстерхази – принцы Европы",
"Англия в эпоху Шекспира".
В рамках программы "Кремль студенческий" читает лекции:
"Русско-немецкие дипломатические и культурные связи в XV–XVII вв.",
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
Фотогалерея
фотогалерея
Церковь Святого Семейства
Испания, Барселона, 1882 - н. в. Архитектор Антонио Гауди
Собор Святого Патрика в Нью-Йорке, США
Джеймс Ренвик, 1858-1878 гг.
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане
Франция, Ле Корбюзье, 1950-1955 гг.
Проект храма священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице в Москве