Древнерусская живопись — одно из самых выдающихся явлений русской культуры, имеющее мировое значение. Данный цикл лекций познакомит с росписями кремлевских храмов и с уникальными иконами из музейного собрания.
Тайны живописи кремлевских соборов
Тайны живописи кремлевских соборов
Вы узнаете об особенностях системы росписей Кремлевских храмов, об иконописцах круга Андрея Рублева и о творчестве знаменитого мастера Дионисия; услышите о наиболее чтимых иконах кремлёвского собрания, принимавших участие в официальных церемониях царского двора.
Записи лекций
темы лекций
Великие князья и цари особо заботились об украшении своего домового храма — Благовещенского собора. Храм, страдавший от пожаров, неоднократно перестраивали заново и вновь расписывали, но тематика росписей оставалась неизменной.
Это единственный храм Москвы, где полностью сохранились фрески, выполненные во время правления Ивана Грозного. В Архангельском соборе, усыпальнице великих князей и царей, сохранились настенные фрески XVII века, повторяющие росписи, выполненные в XVI веке по указанию Ивана Грозного.
Первое, что видит посетитель собора — это воображаемые портреты представителей первой правящей династии Рюриковичей. Среди них обращает на себя внимание образ знаменитого полководца Александра Невского. На западной стене Архангельского собора древние мастера изобразили редкую композицию Символа веры, а традиционное изображение Страшного суда сместили к северу. На лекции вы узнаете о том, как это связано с идеями и представлениями об особой миссии Руси и русского царя в эпоху правления Ивана Грозного.
Приняв православную веру, Русь приобщилась к византийской христианской средневековой культуре.
Первыми иконописцами на Руси были выходцы из Византийской империи, греки и сербы. Постепенно русские мастера, усвоив основные каноны иконописного искусства от византийцев, стали создавать иконы в своем национальном ключе.
В это время творил гениальный иконописец Андрей Рублев. В ходе лекции вы узнаете о творчестве Андрея Рублева и мастеров его круга, вас познакомят с великолепными образцами иконописи XIV -XV веков.
Дионисий работал в Московском Кремле в переломную эпоху. Его творчество связано со становлением независимого Русского государства и утверждением Москвы, как столичного города. Непосредственным заказчиком работ артели Дионисия в Успенском соборе был сам Великий князь Иван III. В ходе лекции мы поговорим о биографии художника, вы узнаете о том, как и где обучали искусству писания икон, о составе иконописной артели, о заказчиках художника, о взаимоотношениях мастера с представителями светской и церковной власти.
Отдельный рассказ будет посвящен житийным иконам, написанным как самим Дионисием, так и мастерами из его артели. Мы внимательно разберем изображения на клеймах икон "Митрополит Петр" и "Святой Сергий Радонежский".
Историю реставрации росписей соборов Московского Кремля можно начинать прямо с момента, когда их расписали заново в середине XVIIвека. Задачей иконописцев было сбить поврежденные в Смутное время росписи и точно их воспроизвести.
Следующее масштабное поновление стенописей произошло уже при Екатерине Великой в начале 1770-х. После того как столицу перенесли в Санкт-Петербург, а эстетика как светского, так и церковного искусства сильно изменилась, кремлевские соборы обветшали и находились в аварийном состоянии. Их подновляли только к коронациям. Однако императрица распорядилась росписи возобновить в том же стиле и технике, в какой они изначально исполнены с целью сохранения старины.
В XIX столетии кремлевские соборы также приводили в порядок к коронациям и царским погребениям, но о технологии уже так не пеклись и записи делали в том числе маслом.
В конце XIX—XX вв.ека с появлением научной реставрации кремлевские соборы стали одними из первых претендентов на возобновление. Бок о бок с учеными трудились художники-иконописцы из Палеха и Мстеры, владевшие техникой средневековой иконописи. Эти работы были прерваны Первой мировой войной и революцией.
После этого к стенописям соборов искусствоведы и реставраторы обратились перед тем, как Кремля снова открылся для посетителей в 1950-х годах. В этом грандиозном проекте снова приняли участие художники-палешане, занимавшиеся тогда декоративно-прикладным искусством. Следующие масштабные работы проводились в конце 1970-х годов перед Олимпиадой-80. Реставрационные работы в соборах продолжаются и по сей день, в ходе них происходят удивительные открытия, например, недавно обнаруженные в Успенском соборе Московского Кремля росписи XVI века на пилястрах.
Условия оформления заказа
оформление заказа
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube
Адрес Gmail обязателен
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
наши лекторы
наши лекторы
Методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед II категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук.
Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории
Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Кандидат культурологии.
Методист экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Фотогалерея
фотогалерея
Фреска «Новозаветная Троица». Симон Ушаков, 1652-1666. Южное прясло западной стены Архангельского собора. Музеи Московского Кремля
Фреска «Новозаветная Троица». Симон Ушаков, 1652-1666. Южное прясло западной стены Архангельского собора. Музеи Московского Кремля
Фрески на сводах Благовещенского собора. Музеи Московского Кремля
Фрески на сводах Благовещенского собора. Музеи Московского Кремля
Икона «Рождество Христово». Андрей Рублев, начало XV в. Дерево, паволока, левкас; темпера яичная. Главный иконостас Благовещенского собора. Музеи Московского Кремля
Икона «Рождество Христово». Андрей Рублев, начало XV в. Дерево, паволока, левкас; темпера яичная. Главный иконостас Благовещенского собора. Музеи Московского Кремля
Икона «Митрополит Петр в житии». Мастер Дионисий, Мишуков Ф.Я. Дерево, серебро, паволока, левкас; темпера яичная. Южный пристенный иконостас Успенского собора. Музеи Московского Кремля
Икона «Митрополит Петр в житии». Мастер Дионисий, Мишуков Ф.Я. Дерево, серебро, паволока, левкас; темпера яичная. Южный пристенный иконостас Успенского собора. Музеи Московского Кремля
Настенная роспись южного фасада Успенского собора. Музеи Московского Кремля
Настенная роспись южного фасада Успенского собора. Музеи Московского Кремля