Архитектура готических соборов и замков стала предметом изучения и первых попыток реставрации в XVIII-XIX вв. в Англии и Франции.
Интерес к европейской готике докатился и до России, которой формы стрельчатых арок и витражных окон-роз были исконно чужды, все эти детали появились в проектах Царицына и Петровского путевого дворца в Москве, Чесменской церкви и библиотеке Николая II в Зимнем дворце в Петербурге, в ансамбле "Александрии" Петергофа.
ЭХО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Эхо средневековья
Неоготика в искусстве западной европы и россии
Образ рыцаря без страха и упрека из героических поэм Средневековья, особенно самой знаменитой из них "Песни о Роланде", манил писателей, художников и композиторов последующих эпох, от поэта Возрождения Лудовико Ариосто до величайшего иллюстратора XIX века Гюстава Доре.
Записи лекций
записи лекций
Романтическое представление о рыцарской доблести, служении и подвигах складывалось на протяжении столетий, в первую очередь, благодаря появлению в 12 – 15 веках обширного круга литературных сочинений о рыцарских подвигах: поэм, жестов, эпосов.
В начале 16 века Лудовико Ариосто написал поэму "Неистовый Роланд", в основу которой легла история Карла Великого и рыцаря Роланда. На лекции вы узнаете, какие литературные источники, а также исторические события рубежа 15 – 16 веков подтолкнули Ариосто написать поэму о рыцаре Карла Великого; какие составляющие рыцарской культуры были актуальны на пороге Нового времени; а также, как культ рыцарства влиял на символику королевской власти и придворной жизни в Европе.
В 1748 году английский писатель Хорас Уолпол "превратил" главный дом своего поместья Строуберри Хилл в "готический замок". Дань увлечению готикой отдали ведущие британские архитекторы К. Рен, Дж. Нэш, Дж. Ванбру, а Огастес Пьюджин, спроектировавший Биг-Бэн и Вестминстерский дворец, сделал неоготику национальным стилем Британской империи викторианского периода. На лекции вы узнаете о том, как "готическое возрождение" из Британии перешагнуло во Францию, Испанию и другие страны Европы, и познакомитесь с главными шедеврами неоготики.
После пренебрежительного забвения в 15 – 16 столетиях, готический стиль пережил настоящее возрождение в 18 – 19 веках. Возвращение к декоративным и конструктивным принципам готики не случайно принято обозначать английским термином "Gothic Revival" - именно с Англией связан рост популярности этого стиля в Новое время.
На лекции вы узнаете, что такое воссоздание средневекового памятника "по Виолле-ле-Дюку", что именно французский архитектор думал о русских средневековых постройках, а также познакомитесь с его главными проектами собором Нотр-Дам в Париже и замком Каркассон.
В России Проспера Мериме знают как автора новеллы "Кармен", но французам он известен также как человек, который боролся за сохранение памятников архитектуры. Мериме был инспектором исторических монументов Франции, по его приглашению, к восстановлению романских и готических построек обратился молодой архитектор Эжен Вьиолле-ле-Дюк. Его работа во многом повлияла на наше современное представление о соборе Нотр-Дам в Париже, самом знаменитом готическом памятнике.
Принимая подчас причудливые формы, вбирая в себя элементы отечественной средневековой архитектуры, он в том или ином виде продолжает эволюционировать в России вплоть до начала XX века. Рассмотрению этого процесса и посвящена наша лекция.
Как известно, в эпоху Средневековья готический стиль, столь популярный в Западной Европе, не оказал значительного влияния на древнерусское зодчество. Однако, в послепетровское время, особенно со второй половины XVIII века, переживавший (в первую очередь в Англии) период т.н. "готического возрождения" (Gothic Revival), этот стиль укореняется на российской "почве".
Образцом для подражания в этой сфере стала известная английская мебельная фирма Чипэндейл. Она смело использовала готические мотивы в своей работе и принимала заказы на полное, оформление интерьеров — от мебели и светильников до дверных ручек — в едином стилевом решении.
Захвативший в середине XVIII в. часть общества интерес к художественному прошлому Европы не мог на сказаться на декоративно-прикладном искусстве. Неоготические дворцы требовали соответственного внутреннего наполнения: мебели, светильников, декоративных украшений. Мастера использовали в своих произведениях адаптированные архитектурные мотивы: ажурные стельчатые детали, узоры из пересекающихся линий, арки, сложной формы колонки.
Большие камины, массивные шкафы и кресла, витражи и светильники - все эти элементы средневекового замка начинают появляться в интерьерах аристократических домов. Так, часто скрытые за обычным фасадом, в особняках появлялись кабинеты, библиотеки в "готическом вкусе" или же столовые. Желая поразить гостей, в оформлении старались использовать самые лучшие материалы – от мрамора до дуба, активно использовалась резьба и позолота.
Интерес к готике в конце XIX в. проявился на территории России не только в архитектуре, но и декоративно-прикладном искусстве.
Условия оформления заказа
оформление заказа
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Стоимость доступа к видеозаписи
300 руб.
Продолжительность видеозаписи
60-90 мин.
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Адрес Gmail обязателен
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube
Стоимость доступа к видеозаписи
300 руб.
Продолжительность видеозаписи
60-90 мин.
наши лекторы
наши лекторы
Методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед II категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук.
Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории
Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.