Цикл лекций приурочен к выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX  века».
Император Петр I стал первым русским коллекционером, показав пример своим подданным. Но настоящего расцвета русское коллекционирование достигло при Екатерине II. В скором времени русские коллекции сравнялись с европейскими по качеству собраний и даже начали с ними соперничать.
Российские коллекционеры занялись изучением и систематизацией своих собраний, начали составлять каталоги и выставлять свои сокровища на всеобщее обозрение.
Российские коллекционеры XIX века
П.Ф. Коробанов
(Карабанов)
Н.Б. Юсупов
М.А. Оболенский
М.П. Погодин
А.И. Мусин-Пушкин
Мы рассказываем о русских коллекционерах конца XVIII и первой половины XIX в.: о собраниях европейского искусства и русских древностей.
Записи лекций
записи лекций
Судьбы Павла Федоровича Карабанова и Михаила Петровича Погодина сложились по-разному. Но оба они были страстными коллекционерами и сохранили это увлечение до конца своих дней. Их сближал интерес к российским древностям, памятникам отечественной истории и искусства.
«Русским музеем» назвал свою коллекцию П. Ф. Коробанов. М. П. Погодин именовал свой домашний музей «Древлехранилищем». Оба собрания, различные по объему, были схожи по своему составу: они включали иконы, древние рукописи и старопечатные книги, произведения ювелирного искусства, предметы русского быта, монеты и медали, гравюры и автографы знаменитых россиян. В итоге обе коллекции пополнили императорские собрания: свой Русский музей П. Ф. Карабанов завещал императору и в его лице Отчеству. Древлехранилице было продано в казну самим М. П. Погодиным. Оба собрания при этом утратили свою целостность.
На лекции Вы узнаете, в каких музеях, библиотеках и архивах хранятся сегодня предметы этих коллекций. Мы поговорим о судьбах этих домашних музеев и их владельцев, об их схожести и различиях, и попытаемся погрузиться в мир русского коллекционера XIX столетия.
Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744−1817) — один из самых известных коллекционеров русских древностей в России. Мировую известность ему принесли находка и публикация знаменитого памятника литературы Древней Руси последней четверти XII в. "Слово о полку Игореве".
Значительную часть коллекции Мусина-Пушкина составляли рукописные и книжные памятники, но присутствовало в его собрании немало икон, произведений ювелирного искусства, нумизматических редкостей. В 1797 г. А.И. Мусин-Пушкин вышел в отставку и вскоре переехал из Петербурга в Москву, где поселился в большом особняке на Разгуляе, сюда же он перевез и свою коллекцию. В дни пожара 1812 г. коллекция погибла, что стало тяжелым ударом для Алексея Ивановича. Сохранилось лишь около двух десятков рукописей, которые, по счастливому стечению обстоятельств, находились вне дома собирателя и часть художественных коллекций, незадолго до пожара отправленных в ярославское имение Иловна.
Алексей Иванович стал основоположником коллекций рода Мусиных-Пушкиных. После смерти коллекционера его потомки продолжили приумножать сохранившиеся фамильные раритеты. О книжных и художественных собраниях графов Мусиных-Пушкиных Вы узнаете на лекции.
Оружие и доспехи Средневековья и раннего Нового времени практически не привлекали внимания коллекционеров XVII—XVIII вв.еков. Однако положение дел резко изменилось во второй половине XVIII столетия одновременно с возрождением интереса к Средним векам. В первую очередь — благодаря распространению романтизма. Его видные представители создавали собственные рыцарские арсеналы в средневековом духе — например, Гораций Уолпол и Вальтер Скотт.
В Российской империи страстным коллекционером оружия еще до восшествия на престол стал великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Доспехи и оружие собирали не только представители правящей династии и аристократии, но и художники, например, Александр Орловский. Такие предметы привлекали любителей как экзотического Востока или западноевропейского Средневековья, так и русской старины. Коллекционирование оружия и защитного вооружения минувших эпох способствовало развитию оружиеведения, появлению исследований по истории вооружения и костюма, зачастую богато иллюстрированных. Многие из идей и гипотез, возникших в этот период, до сих пор влияют на наши представления о прошлом, хотя нередко являются ошибочными.
Собрание Николая Борисовича Юсупова — одно из самых знаменитых в России XIX века. Его коллекция формировалась в петербургский период придворной карьеры князя, и ее первым пристанищем был дворец на Фонтанке в Петербурге. Однако после продажи этого дворца в 1810 году князь Н. Б. Юсупов приобрел под Москвой усадьбу Архангельское, а также занялся благоустройством родового дворца, что "у Харитония в Огородниках", сегодня в Большом Харитоньевском переулке. Именно этому "московскому периоду" биографии Н.Б. Юсупова-коллекционера будет посвящена наша лекция.
На лекции вы узнаете о составе коллекции Н.Б. Юсупова и ее размещении в двух резиденциях: "подмосковном Версале" Архангельском и в палатах в Харитоньевом переулке. Мы поговорим о гордости юсуповского собрания — картинной галерее мастеров итальянской, французской и испанкой школ. Подробно остановимся на тех коллекциях, которые так роднили Н.Б. Юсупова с московскими собирателями древностей, а именно на коллекции предметов искусства Востока, коллекциях тростей, шпалер, художественной бронзы.
На лекции вы узнаете о жизни и трудах графа Николая Петровича Румянцева, известного государственного деятеля конца XVIII — начала XIX века, дипломата, мецената, историка и коллекционера.
Неоценимы заслуги Н. П. Румянцева перед отечественной наукой. Он был почетным членом нескольких академий, научных обществ и литературного кружка "Арзамас". Участвовал в организации научных экспедиций, при его финансовой поддержке состоялись первое и второе русские кругосветные плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях "Надежда" и "Нева" в 1803—1806 годах и О. Коцебу на бриге «Рюрик» в 1823—1826 гг. "Румянцевский кружок", субсидируемый Н. П. Румянцевым, где вокруг него собрался широкий круг единомышленников (свыше 200 человек), занимался сбором и изучением различных источников по истории России. По его инициативе и на его средства было издано значительное число памятников истории и культуры.
Н.П. Румянцев был страстным коллекционером. Им была собрана одна из крупнейших в России частных библиотек (28 тысяч наименований книг и 700 рукописей). Он коллекционировал живопись и скульптуру, гравюры и рисунки, медали и археологические реликвии. Им были составлены крупные минералогическая, нумизматическая и этнографическая коллекции. На основе собраний Н. П. Румянцева, по его завещанию, в 1828—1831 годах в Санкт-Петербурге был создан общедоступный музей. В 1861 году Румянцевский музей был переведен в Москву, и разместился в доме Пашкова напротив Московского Кремля.
В период собирательской деятельности П. Ф. Карабанова, т. е. с 1790-х годов и до его смерти в 1851 году, в Санкт-Петербурге и Москве проживало немало столь же увлеченных как и он коллекционеров, собирателей, меценатов. Среди них — представители аристократии, среднего дворянства и купечества.
О некоторых из них и их коллекциях, наиболее ярких и интересных, будет идти речь на этой лекции: П. В. Нащокине — собирателе картин и древностей; П. П. Свиньине — дипломате, писателе, путешественнике, коллекционере и владельце музея, собирателе русской живописи и скульптуры, рукописей, памятников истории и археологии; графе С. С. Уварове — государственном деятеле, собравшем ценную историко-художественную коллекцию в своей усадьбе Поречье, названной "русскими Афинами" и о П. П. Бекетове — историке, иконографе, собирателе и издателе, в том числе портретов знаменитых исторических деятелей.
Условия оформления заказа
оформление заказа
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube
Адрес Gmail обязателен
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
наши лекторы
наши лекторы
Кандидат исторических наук.
Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук.
Научный сотрудник Музеев Московского Кремля.
Куратор выставки "Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата".
Лектор-искусствовед Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
зав.отделом рукописных, печатных и графических фондов
Музеев Московского Кремля
Куратор выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
Фотогалерея
фотогалерея
Портрет П.Ф.Карабанова
Портрет П.Ф.Карабанова
А.А. Осипов, около 1840 г. Бумага; пунктир. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Икона в окладе
Икона в окладе "Богоматерь Владимирская"
Из собрания графов Мусиных-Пушкиных. Москва, Мастерские Кремля, конец XVII в. Дерево, паволока, левкас, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, недрагоценный металл; чеканка, резьба, скань, эмаль, канфарение, золочение, темпера яичная. Музеи Московского Кремля
Богоматерь Воплощение. Образок
Богоматерь Воплощение. Образок
Из собрания П.Ф. Карабанова. Москва, мастерские Кремля, первая треть XVII в.; камея – Константинополь, конец XI–XII в. Золото, халцедон, камни, жемчуг; чеканка, резьба, скань, эмаль. Музеи Московского Кремля
Медаль, с цепью
Медаль, с цепью
Из собрания А.И. Мусина-Пушкина. Принадлежала князю Василию Васильевичу Голицыну (?). Москва, Мастерские Кремля, 1690-е гг.; золотой – Москва, 1697–1699. Золото, драгоценные камни; чеканка, резьба, литье, скань, эмаль. Музеи Московского Кремля
Портрет А.И. Мусина-Пушкина
Портрет А.И. Мусина-Пушкина
Клаубер Игнац (Игнатий) Себастьян (1753–1817). По живописному оригиналу Иоганна Баптиста Лампи Старшего, 1798 г. Бумага; гравюра резцом. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Кубок-олень
Кубок-олень
Из собрания П.Ф. Карабанова. Бреславль, конец XVII – начало XVIII в. Мастер-монограммист MBP. Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение. Музеи Московского Кремля
Портрет Н.Б. Юсупова
Портрет Н.Б. Юсупова
Е.О. Скотников, 1816 г. Бумага; гравюра резцом. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Кукла
Кукла
Россия, конец XVIII – начало XIX в. Полотно, холст, галун, тесьма, золотные нити, стекла, бумага, атлас; ткачество, набойка. Экспонировалась в музее Дом бояр Романовых на Варварке в Москве. Музеи Московского Кремля
Натруска
Натруска
Из собрания П.Ф. Карабанова. Москва, мастерские Кремля, 1660-е гг. Серебро; чеканка, резьба, гравировка, канфарение, золочение. Принадлежала думному дворянину Афанасию Ивановичу Нестерову, одному из руководителей Оружейной палаты в 1660-е гг. The Moscow Kremlin Museums
Табакерка с портретом императрицы Анны Иоанновны
Табакерка с портретом императрицы Анны Иоанновны
Мастер Андрей Спиридонов (?). Петергофская шлифовальная мельница, около 1740 г. Яшма, золото; резьба, полировка. Поступила из московского собрания П.Ф. Карабанова в 1852 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Чарка
Чарка
Из собрания П.Ф.Карабанова. Китай, эпоха Цин (1644–1912), XVIII – начало XIX в. (?). Серебро; чеканка, филигрань, эмаль, золочение, монтировка. Музеи Московского Кремля
Портрет М.А. Оболенского
Портрет М.А. Оболенского
По⦁живописному оригиналу К.П. Брюллова. Москва, Литография при Музеуме на Мясницкой (Литографская мастерская при музее Строгановского училища), 1874 г. Бумага; хромолитография. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Подвеска
Подвеска
Из собрания П.Ф. Карабанова. Согласно поздней надписи принадлежала князю Якову Кудеярову. Россия, XIX в. (?). Серебро, драгоценные камни, ювелирно-поделочные камни, медвежий коготь; эмаль, резьба, инкрустация золотом, золочение. Музеи Московского Кремля
Башмачки, пара
Башмачки, пара
Из собрания Оружейной палаты. Экспонировались в Палатах бояр Романовых. Россия, первая четверть XVIII в. Кожа, парча, тесьма, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Портрет М.П. Погодина
Портрет М.П. Погодина
Петр Федорович Борель. По фотографии Карла Августа Бергнера, 1860 г. Лист из издания: Портретная галерея русских деятелей. СПб., 1869. Т. 2. Бумага; литография. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Вид Кремля со стороны Каменного моста
Вид Кремля со стороны Каменного моста
Федор Яковлевич Алексеев, 1810-е гг. Холст; масло. Музеи Московского Кремля