Цикл посвящен истории развития ткачества во Фландрии, Испании, Италии, Франции и России.
Шпалеры, арасы, гобелены
Шпалеры, арасы, гобелены
На лекциях вы узнаете, когда появляются первые производства и как мануфактура работала, сколько времени уходило на создание одного изделия и какие сюжеты использовали мастера в своем творчестве.
Слушатели смогут разобраться в том, чем же шпалера отличается от гобелена или арасы и как они будут использоваться для украшения интерьеров дворцов и замков.
История шпалерного ткачества в России и Западной Европе
Записи лекций
записи лекций
Аррас и Брюссель — важнейшие центры шпалерного искусства в XV- XVI веках. Город Аррас входил в состав Бургундского герцогства, затем в империю Габсбургов, а в XVII веке был присоединен Людовиком XIII к Франции. Расцвет художественного ткачества в Аррасе пришелся на XV век. Местные мастера славились искусством использования золотой нити, а их работы были так широко известны, что само название горда стало синонимом слова шпалера.
Брюссель с XV века стал важнейшим центром ткаческого искусства не только во Фландрии, но и в Европе. На лекции вы познакомитесь с работами самых известных мастерских Брюсселя, узнаете историю создания шпалер выполненных для Сикстинской капеллы в мастерской Питера ван Альста по картонам Рафаэля и его учебников.
Королевская шпалерная мануфактура в Мадриде одно из немногих мест в мире, над которыми не властно время. По крайней мере, такое впечатление наверняка создается у каждого посетителя, переступающего ее порог. Ведь только здесь можно увидеть, как современные ткачи создают шелковые и шерстяные ковры на деревянных станках начала XVIII в. Сложно в это поверить, но за три века не изменилась не только технология, но и материалы, и даже оборудование.
На лекции слушатели познакомятся с поистине удивительным миром испанских шпалер, увидят современные и исторические произведения, в том числе созданные по картонам прославленного испанского живописца Франсиско Гойи, и, конечно, узнают все тонкости создания шпалер на вертикальном станке. Также у всех будет возможность подержать в руках челнок с шелковой нитью из Королевской шпалерной мануфактуры.
Основными центрами шпалерного искусства в Италии были Флоренция, Сиена, Мантуя и Феррара. Художник Джулио Романо, ученик и преемник Рафаэля, выполнял подготовительные картоны для шпалерных мастерских в Ферраре, основанных герцогом Эрколе II д’Эсте. Придворные мастерские были у герцогов Гонзага в Мантуе и у Козимо I Медичи во Флоренции.
На лекции вы познакомитесь со вкусами этих именитых заказчиков и с работами художников итальянского Возрождения, которых они приглашали к своему двору.
Королю-солнце Людовику XIV мы обязаны тем, что слово "гобелен" сегодня более популярно в русском языке, чем более правильное "шпалера". По его приказу была основана Королевская мануфактура Гобеленов, на которой при поддержке государства производились предметы роскоши и собственно те шпалеры, которые можно справедливо называть "гобеленами". По инициативе министра финансов Жана-Батиста Кольбера, в королевскую казну также были приобретены мануфактура города Бове, славившаяся шпалерами-мильфлерами, и мануфактура Савоннери, где мастер владели восточной техникой ткачества ворсовых ковров.
На лекции вы познакомитесь с самыми знаменитыми работами мастеров этих мануфактур, которые в XVII- XVIII веках украшали залы и галереи Лувра и Версаля.
Гобелены издревле были любимы в Западной Европе. Как и многое другое, развитие данной сферы на русской земле будет связано с преобразования Петра I. Царь лично в 1716 г. посетил общепризнанный центр производства — Королевскую Гобеленовую мануфактуру в Париже и пригласил нескольких мастеров (Иоганна Бурдейна, Иоганна Гошера, Филиппа Бегагля и др.) на службу в Россию. Прибывшие в страну специалисты, брали себе в подмастерья учеников из местных, формируя тем самым русскую школу. Так в Санкт Петербурге появилось новое направление декоративно-прикладного искусства, использующее свой материал и имеющее свои законы.
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
Лектор-искусствовед Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Ольга Васильевна Жура
Историк, искусствовед
Окончила исторический факультет МГУ, отделение истории и теории искусства, 2010 г.
Круг научных интересов – история ювелирного искусства, история и искусство Испании, история моды.
Специализация: экскурсоведение на русском и испанском языках, подготовка гидов-переводчиков.
Елизавета Александровна Титова
Лектор-искусствовед II категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
В 2010 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ. В 2012–2013 году проходила стажировку в Сорбонне (Париж), по итогам которой защитила диплом на степень магистра.
Область научных интересов — архитектура Возрождения в Италии, художественные связи России и Италии, культура и искусство Франции.
Является автором статей по теории архитектуры Возрождения.
В Музеях Московского Кремля читает авторские циклы лекций для детской и взрослой аудитории.
Миронова Алина Владимировна
Лектор-искусствовед Лекционного отдела Музеев Московского Кремля
Екатерина Эрнестовна Медведева
Кандидат исторических наук. Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Окончила исторический факультет МГУ им. Ломоносова, кандидат исторических наук, доцент. Более 15 лет преподавала в МГУ им.М.В. Ломоносова.
Область научных интересов – история Центральной Европы в XVI–XVII вв., международные отношения.
Автор более 70 научных работ, среди которых монография "Австрийские Габсбурги и сословия в XVII в.", главы в коллективных трудах "Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XVII в." и др.
В Лектории Музеев Московского Кремля читает авторские циклы лекций:
"Рожденные, чтобы править миром: двор Австрийских Габсбургов в XVI–XVII вв.",
"Эстерхази – принцы Европы",
"Англия в эпоху Шекспира".
В рамках программы "Кремль студенческий" читает лекции:
"Русско-немецкие дипломатические и культурные связи в XV–XVII вв.",
"Клады и древности Московского Кремля".
Марина Гарриевна Ракитина
Лектор-искусствовед I категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Окончила исторический факультет МГУ. Кандидат исторических наук. В Музеях Московского Кремля работает с 1986 г.
Круг научных интересов – придворный церемониал и частная жизнь русских государей в XVI–XVII вв.
Автор научных статей, автор книг для семейного чтения, научно-образовательных материалов "Музей – школе" и нескольких циклов популярных лекций для школьников и взрослой аудитории.
Дмитрий Константинович Валявин
Лектор-искусствовед I категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Окончил исторический факультет МГУ (отделение истории искусства). В Музеях Московского Кремля работает с 2004 г.
Круг научных интересов — искусство XVIII – начала XIX века, архитектура, русская усадьба, придворный церемониал.
Автор научных статей, книг для семейного чтения, научно-образовательных материалов "Музей – школе", материалов для компакт-дисков и нескольких циклов популярных лекций для школьников и взрослой аудитории.
Руководитель двух секций Клуба любителей древностей.
Фотогалерея
фотогалерея
Шпалера
Испания, Мадридская королевская мануфактура, середина XIX в. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера "Герб Тьеполо"
Италия, конец XVII - начало XVIII в. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера "Портрет Петра I"
Россия, Санкт-Петербург, Императорская шпалерная мануфактура, вторая половина XVIII в. Автор живописного оригинала: Натье Жан-Марк. Шерсть, шелк, нить металлическая, холст
Шпалера "Ворона и лисица"
Франция, мануфактура Бове, середина-вторая половина XVIII в. Серия сюжетов по мотивам басен Лафонтена. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера "Муза Астрономии Урания"
По мотивам Жана Берена I (1640-1711), из серии "Музы". Франция, около 1716 г. Мануфактура Бове. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера "Посещение царицей Савской царя Соломона"
Фландрия, Брюссель, около 1690 г. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера
Россия, Санкт-Петербург, Императорская шпалерная мануфактура, сер. XVIII в. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля