к выставке
Россия и Франция: искусство и дипломатия
Россия и Франция: искусство и дипломатия
Цикл лекций познакомит вас с богатой историей русско-французских отношений на протяжении нескольких столетий.
Основное внимание на лекциях было уделено событиям XVIII – XIX столетий. С XVIII века политический диалог между Россией и Францией сопровождался активным художественным обменом. К русскому императорскому двору из Франции приглашали художников, архитекторов, скульпторов, труппы актеров и музыкантов, балетмейстеров. Для императорской коллекции и частных собраний в Париже отбирались произведения искусства.
Наконец, в XIX веке Российская империя наравне с другими странами участвовала в таких масштабных событиях художественной жизни как Великие Всемирные выставки.
Записи лекций
записи лекций
Парижские впечатления повлияли на дальнейшую культурную политику императора и положили начало "галломании" в России – любви ко всему французскому.
Современники отмечали, что "Петр I приехал в Париж подготовленным, зная, на что надо смотреть", его интересовали достопримечательности столицы, он посетил королевские резиденции и сады, Академию наук и различные мануфактуры. Проживая в отеле Ледигьер, он оценил преимущества французской кухни, так как "столом" российского монарха ведал лучший королевский метрдотель Вертон.
В мае – июне 1717 г. Петр I совершил вояж во Францию, побывал в Париже. Официальный журнал царского путешествия отметил десятки встреч государя с королевским семейством и французскими аристократами, художниками, академиками, коллекционерами.
Мы поговорим о вкусах императрицы Екатерины II. Вы узнаете, как императрица советовалась при составлении коллекции с Дени Дидро, кому из русских художников она благоволила и о том, как страсть к коллекционированию распространилась среди придворных императрицы.
На лекции вы узнаете о том, как приобретение коллекции немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского положило начало этому собранию, как в императорскую коллекцию попали такие шедевры как "Юдифь" Джорджоне, "Даная" и "Возвращение блудного сына" Рембрандта ван Рейна.
7 декабря 1764 года через два года после прихода к власти Екатерина II основала первую картинную галерею европейского масштаба в России – будущий Эрмитаж.
В правление Екатерины II развивался интерес к французской литературе, живописи, театру. Русский дворянин стремился в Париж уже не только для того, чтобы заказать там модный костюм, но и увидеть его знаменитые достопримечательности.
В 1720-1750- е годы Франция стала эталоном в области модного костюма и галантного поведения, в домах российского дворянства появились учителя – французы, преподававшие не только язык, но и хореографию. Французский язык был принят как необходимое средство общения аристократов, а умение танцевать стало непременным условием успешной карьеры при дворе.
Галломания – любовь ко всему французскому – явление русской культуры XVIII – первой половины XIX в., которое нашло отражении в жизни императорского двора, в искусстве, моде, традициях парадного застолья и светского этикета.
Лекция будет посвящена двум каруселям: "великолепному каруселю", устроенному в Санкт-Петербурге в 1766 году Екатериной II, и Царскосельской карусели 1842 года по случаю 25-летия бракосочетания императора Николая I и императрицы Александры Федоровны.
В XVI-XVIII веках "каруселью" (или правильнее "каруселем") называли не вращающийся аттракцион, а придворное театрализованное представление, в котором принимали участие облаченные в тематические костюмы придворные, выезжавшие верхом или в пышно украшенных колесницах. Такие празднества появились в Италии в XVIвеке, затем вошли в моду при дворе французского короля Людовика XIV и оттуда распространилась в другие страны Европы, в том числе в Российскую Империю.
Этим двум событиям посвящали оды придворные поэты, их изображали на своих полотнах любимые художники государей, сам Вольтер сожалел о том, что не смог приехать на карусель 1766 года. Вы узнаете о месте проведения, сценарии, а также именитых и венценосных участниках этих празднеств.
За этот период Россия приняла участие в четырех всемирных выставках, состоявшихся в Париже в 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. На экспозиции Русского отдела Всемирных выставок можно было увидеть не только новейшие достижения промышленности и произведения искусства XIXвека, но и исторические предметы из собрания Оружейной палаты.
Вторая половина XIX века стала временем политического сближения между Россией и Францией, ознаменованного торжественными визитами и, наконец, подписанием русско-французского союза в 1893 году.
На лекции вы узнаете об устройстве выставок и о том, как на них была представлена Россия: об архитектуре и экспозиции павильонов; о самых "заметных" участниках выставки, среди которых были и ученые, и художники, и предприниматели; и конечно о полученных наградах и медалях.
наши лекторы
наши лекторы
Методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед II категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук.
Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории
Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Условия оформления заказа
оформление заказа
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Стоимость доступа к видеозаписи
300 руб.
Продолжительность видеозаписи
60-90 мин.
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Адрес Gmail обязателен
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube
Стоимость доступа к видеозаписи
300 руб.
Продолжительность видеозаписи
60-90 мин.
Фотогалерея
фотогалерея
Шпалера
Шпалера "Портрет Петра I"
Санкт-Петербург, Петербургская шпалерная мануфактура, 1783 (?). Автор живописного оригинала Жан-Марк Натье (1717). Шерсть, шелк, нить металлическая, холст; ткачество. Музеи Московского Кремля. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"
"Встреча Петра I и Людовика XV в Париже 11 мая 1717 г."
Франция, 1717. Демаре. Бумага тонированная; тушь, акварель, сангина, гуашь, белила, чернила. Музеи Московского Кремля. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"
Кафтан и камзол императора Петра II
Кафтан и камзол императора Петра II
Франция, 1727–1730. Бархат, парча, шелк, золотное кружево; ткачество, плетение. Музеи Московского Кремля. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"
Шпалера
Шпалера "Муза Астрономии Урания"
Франция, Королевская мануфактура Бове, к. XVII – нач. XVIII в. Автор картона Жан-Батист Моннуайе, после 1689 г. (по мотивам Жана Берена I). Авторы бордюра Жан-Батист Моннуайе и Ги-Луи Вернансаль Старший. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"
Табакерка
Табакерка
Франция, 1783-1789 гг. Художник: Соваж П.Ж. Кость, черепаха, медь, стекло; акварель, золочение. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"
Рукоять для трости
Рукоять для трости
Париж, около 1750 (?) Агат (мургабский нефрит), цветное золото, драгоценные камни, железо; резьба, литье, чеканка. Музеи Московского Кремля. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"
Пистолет парадный
Пистолет парадный
Франция, Версаль, 1814. Мастер: Бутэ Н. Н. Серебро, сталь, дерево; ковка, резьба, штамповка, чеканка, гравировка, таушировка, инкрустация, воронение. Принадлежал барону Ф.В. Остен-Сакену. Музеи Московского Кремля. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"
Брошь-медальон
Брошь-медальон
Париж, 1881. Ювелирный дом Вевер. Эмальер Поль Виктор Грандомю. Золото, бриллианты, алмазы, жемчуг, стекло, металл недрагоценный; выпиловка, вальцовка, пайка, живописная эмаль по рельефу, монтировка. Поступила через Экспертную фондово-закупочную комиссию музея в 2011 г. Музеи Московского Кремля. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"
Медаль в память посещения императором Николаем II Севрской мануфактуры в 1896 г.
Медаль в память посещения императором Николаем II Севрской мануфактуры в 1896 г.
Франция, Севрская фарфоровая мануфактура,1896 г. Бисквит; формовка. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"
Яйцо пасхальное
Яйцо пасхальное "Память Азова"
Санкт-Петербург, 1891. Фирма К.Фаберже, мастер М. Перхин. Гелиотроп, аквамарин, бриллианты, алмазы огранки "роза", рубин, золото, платина, серебро, бархат; литье, чеканка, гравировка, резьба по камню, токарная работа по камню, выпиловка, монтировка. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г. Музеи Московского Кремля. Экспонат выставки "Франция и Россия. Десять веков вместе"