Цикл рассказывает о становлении советской дипломатии, целях и задачах, которые стояли перед внешней политикой СССР в 20−30-е годы XX века, о Московском Кремле, социальной и политической жизни, искусстве в первые годы Советской власти.
к выставке
и советская
дипломатия
чичерин
:
100
летию ОБРАЗОВАНИЯ
СССР
к
чичерин
Записи лекций
записи лекций
Обращение к Горчакову в рамках лекций о Чичерине не случайно. Приступив к работе в министерстве иностранных дел Чичерин начал писать труд о Горчакове и его внешнеполитическом курсе. К опыту Горчакова Чичерин обращался достаточно часто.
Название лекции — намек на некую схожесть ситуации, которую Горчаков охарактеризовал своей знаменитой формулой: "Россия не сердится. Она сосредотачивается", с трудностями, которые предстояло решать Г.В. Чичерину.
Таким образом, у автора будет возможность затронуть в дискуссионном и сравнительном аспектах весьма широкий круг вопросов международных отношений 2 половины XIX в. и "новой внешней политики РСФСР" с базовой идеей о том, что глубинные внешнеполитические расклады мало изменились, несмотря на всю яркую риторику большевиков.
После окончания Гражданской войны перед молодой советской дипломатией во весь рост встала задача смены парадигмы деятельности. От идеи "мировой революции" нужно было перейти к прагматической политике выживания и налаживания международных отношений в условиях "враждебного капиталистического окружения".
Официальное приглашение участвовать в международной конференции в Генуе весной 1922 г. предоставило Советской России реальную возможность заявить свою позицию по объявленным для обсуждения вопросам и попытаться решить наиболее значимые внешнеполитические проблемы. Западные страны ожидали увидеть во главе советской делегации Владимира Ленина, но по специальному решению Совнаркома им стал Г.В. Чичерин, под руководством и при непосредственном участии которого развернулась вся дипломатическая работа на конференции.
В лекции пойдет речь о самых ярких дипломатах эпохи Чичерина, которые стояли у истоков новой советской дипломатии; об их судьбах, идеях и поступках.
Александра Коллонтай – первая женщина посол, символ изменений, происходящих в обществе и в мире. Федор Раскольников – представитель Советской России в Афганистане, от него зависело выстраивание отношений не только со странами Центральной Азии, но и с Англией и другими ведущими мировыми державами; он один из первых дипломатов, не вернувшихся в Советский Союз в конце 1930-х годов.
Советское государство, возникшее в 1917 г., представляло собой уникальный проект создания принципиально новой, не имевшей ранее аналогов общественно-политической и экономической системы. Особым явлением стала и его внешняя политика. На протяжении двадцати лет она была связана с именами двух наркомов по иностранным делам.
Г.В. Чичерин — потомственный аристократ, в молодости переживший увлечение религией, ценитель музыки и высокого искусства, искатель высшей справедливости, оказался в лагере большевиков не столько в силу убеждений, сколько ведомый революционной волной. Убежденный в неизбежности торжества социализма, Чичерин умело переводил ленинские директивы на язык национальной внешней политики, которая при этом сохраняла отблеск универсальности.
Его многолетний сотрудник М.М. Литвинов, оставив за плечами путь профессионального революционера-подпольщика и успев пожить жизнью респектабельного английского джентльмена, к концу 1920-х гг. сформулировал магистральный принцип возвращения Советского Союза в клуб великих держав на правах полноправного члена, пусть ценой отхода от революционной идеи.
Через призму "пересекающихся" биографий двух наркомов в лекции рассматривается непростая история становления советской внешней политики: выработки ею модели отношений с мировым сообществом, выстраивания дипломатами сложных взаимосвязей с высшей политической властью, формирования аппарата наркомата по иностранным делам и поиска им своего места в дискурсе государства, ведомого универсалистской коммунистической идеологией.
Выступая штурманами советского корабля в бурных водах мировой политики, Чичерин и Литвинов выступали скорее как конкуренты, чем как единомышленники, и в их разногласиях отразились важные развилки, пройденные Советским Союзом на пути к статусу великой мировой державы.
В лекции рассказывается о том, как в условиях строжайшей секретности был осуществлён переезд советского правительства из Петрограда в Москву. Кремлевские постройки начали приспосабливаться к нуждам новых "хозяев". Теперь здание номер 1 в Кремле - это здание Рабоче-крестьянского правительства (Сенатский дворец), где расположился зал заседаний Совнаркома, рабочий кабинет и квартира В.И. Ленина.
Из лекции вы узнаете, как была устроена охрана Кремля и его жильцов (особенно после левоэссеровского мятежа и покушения на Ленина), как решались бытовые вопросы. Новая страница открылась в жизни Большого Кремлёвского дворца, бывшей императорской резиденции в Кремле, памятнике архитектуры XIX века. Теперь - это парадная резиденция молодого советского правительства, в парадных залах которой проходили не только многочисленные съезды и конгрессы, но и встречи иностранных гостей и дипломатические приемы.
После Октябрьской революции 1917 г. большевиками было узаконено хождение денег царского и временного правительств и различных денежных суррогатов — купонов "займа Свободы" 1917 г., государственных процентных бумаг, облигаций займов, купонов от закладных листов разных банков и т. п. Распад денежной системы страны в полной мере про­явился в Гражданскую войну. Многие общероссийские, национальные или местные власти самой разной политической окраски выпускали в 1917—1923 гг. собственные бумажные деньги.
Совет народных комиссаров в феврале 1919 г. выпустил первые советские расчётные знаки РСФСР, неограниченная эмиссия которых вызвала быстрое обесценивание и цифры номиналов новых выпусков совзнаков 1919-1921 гг. всё более и более возрастали. На рынке счёт шёл уже на миллионы и миллиарды рублей.
Агитационный фарфор – уникальное явление не только в отечественном, но и в мировом искусстве. Для целей проведения политической пропаганды и просвещения широких масс в молодом Советском государстве декоративно-прикладное искусство подходило наилучшим образом, и выбор материала был здесь совсем не случаен: большой запас фарфоровых заготовок, широкое использование такого рода изделий в быту, плакатный призыв росписей, не требующий высокого уровня грамотности. В общем, самое подходящее произведение искусства в новых реалиях.
Талант художников (С. Чехонин, Н. Суетин, В. Кандинский, К. Малевич и др.), оригинальность сюжетов, необычность лозунгов и узнаваемость уже признанных течений русского авангарда сделали агитфарфор идеальным экспортным образцом, который стал настоящим открытием на Западе, ценным предметом коллекционирования. Интерес к этому "белому золоту" красных не угасает до настоящего времени.
В лекции, в заглавии которой использованы слова одного из самых проницательных художественных критиков ХХ столетия Николая Пунина ("Понятие "пролетарское искусство" — есть чистый и притом интеллигентский миф"), будут рассмотрены вопросы, актуальные для изучения проблемы самоопределения пролетарского искусства как искусства нового и беспрецедентного: принцип "классовости" искусства и невнятность терминологии, баталии искусствоведов и реакция художников, мечты и реалии искусства революционного десятилетия, парадоксы и провокации, с ним связанные, кризис искусства и дезориентация поколений, "идеологическая отсталость" художника и неискушенность зрителя, поиски художественных форм искусства переломной эпохи и роль авангарда в сложении нового революционного языка.
наши лекторы
наши лекторы
Кандидат исторических наук.
Заведующий отделом нумизматики и археологии Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры региональных исследований и международных отношений факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова.
Кандидат исторический наук, доцент кафедры истории России XX-XXI веков Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Кандидат исторических наук.
Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук.
Экскурсовод экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.
Искусствовед, журналист, основательница образовательного проекта и арт-клуба ARTIKA, юрист-международник, учредитель компании ARTA , лектор и ведущая семинаров по искусству и арт-бизнесу.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Условия оформления заказа
оформление заказа
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Стоимость доступа к видеозаписи
300 руб.
Продолжительность видеозаписи
60-90 мин.
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Адрес Gmail обязателен
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube
Стоимость доступа к видеозаписи
300 руб.
Продолжительность видеозаписи
60-90 мин.
Фотогалерея
фотогалерея
Портрет Г.В. Чичерина
Портрет Г.В. Чичерина
Москва (?), 1926. Ф.А. Модоров. Картон; масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Парад Красной армии"
К.Ф. Юон. 1923. Холст; масло. Поступила из Дирекции художественных выставок и панорам Министерства культуры СССР в 1965 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Орден Труда Хорезмской народной советской республики
Орден Труда Хорезмской народной советской республики
Хорезмская народная Советская республика, 1922. Серебро; эмаль, штамповка, гравировка, золочение. Принадлежал В.И. Ленину. Государственный исторический музей, Москва
Шинель почетного курсанта Высшей хозяйственной школы Красной Армии
Шинель почетного курсанта Высшей хозяйственной школы Красной Армии
Москва, 1922-24 гг. Сукно, бархат, сатин, нити золотные, нити шелковые; ткачество, вышивка, аппликация. Принадлежала наркому по иностранным делам Г.В. Чичерину. Музеи Московского Кремля
Шахматы
Шахматы "Красные и белые"
СССР, Петроград, Государственный фарфоровый завод, 1923 (по модели 1922 г.) Автор формы Н.Я. Данько; автор росписи А.А. Скворцов. Фарфор; литье, надглазурная роспись. Принадлежали М.И. Калинину. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Скульптура
Скульптура "Клич с Востока"
РСФСР, Петроград, Государственный фарфоровый завод, 1922 г. Автор модели - Н.Я. Данько. Фарфор; надглазурная роспись. Государственный исторический музей, Москва
Портсигар
Портсигар
СССР, Московский платиновый завод, 1924. Серебро; штамповка, чеканка, золочение. Музеи Московского Кремля