Цикл посвящен истории развития ткачества во Фландрии, Испании, Италии, Франции и России.
Шпалеры, арасы, гобелены
Шпалеры, арасы, гобелены
На лекциях вы узнаете, когда появляются первые производства и как мануфактура работала, сколько времени уходило на создание одного изделия и какие сюжеты использовали мастера в своем творчестве.
Слушатели смогут разобраться в том, чем же шпалера отличается от гобелена или арасы и как они будут использоваться для украшения интерьеров дворцов и замков.
История шпалерного ткачества
в России и Западной Европе
Записи лекций
записи лекций
Аррас и Брюссель — важнейшие центры шпалерного искусства в XV- XVI веках. Город Аррас входил в состав Бургундского герцогства, затем в империю Габсбургов, а в XVII веке был присоединен Людовиком XIII к Франции. Расцвет художественного ткачества в Аррасе пришелся на XV век. Местные мастера славились искусством использования золотой нити, а их работы были так широко известны, что само название горда стало синонимом слова шпалера.
Брюссель с XV века стал важнейшим центром ткаческого искусства не только во Фландрии, но и в Европе. На лекции вы познакомитесь с работами самых известных мастерских Брюсселя, узнаете историю создания шпалер выполненных для Сикстинской капеллы в мастерской Питера ван Альста по картонам Рафаэля и его учебников.
Королевская шпалерная мануфактура в Мадриде одно из немногих мест в мире, над которыми не властно время. По крайней мере, такое впечатление наверняка создается у каждого посетителя, переступающего ее порог. Ведь только здесь можно увидеть, как современные ткачи создают шелковые и шерстяные ковры на деревянных станках начала XVIII в. Сложно в это поверить, но за три века не изменилась не только технология, но и материалы, и даже оборудование.
На лекции слушатели познакомятся с поистине удивительным миром испанских шпалер, увидят современные и исторические произведения, в том числе созданные по картонам прославленного испанского живописца Франсиско Гойи, и, конечно, узнают все тонкости создания шпалер на вертикальном станке. Также у всех будет возможность подержать в руках челнок с шелковой нитью из Королевской шпалерной мануфактуры.
Основными центрами шпалерного искусства в Италии были Флоренция, Сиена, Мантуя и Феррара. Художник Джулио Романо, ученик и преемник Рафаэля, выполнял подготовительные картоны для шпалерных мастерских в Ферраре, основанных герцогом Эрколе II д’Эсте. Придворные мастерские были у герцогов Гонзага в Мантуе и у Козимо I Медичи во Флоренции.
На лекции вы познакомитесь со вкусами этих именитых заказчиков и с работами художников итальянского Возрождения, которых они приглашали к своему двору.
Королю-солнце Людовику XIV мы обязаны тем, что слово "гобелен" сегодня более популярно в русском языке, чем более правильное "шпалера". По его приказу была основана Королевская мануфактура Гобеленов, на которой при поддержке государства производились предметы роскоши и собственно те шпалеры, которые можно справедливо называть "гобеленами". По инициативе министра финансов Жана-Батиста Кольбера, в королевскую казну также были приобретены мануфактура города Бове, славившаяся шпалерами-мильфлерами, и мануфактура Савоннери, где мастер владели восточной техникой ткачества ворсовых ковров.
На лекции вы познакомитесь с самыми знаменитыми работами мастеров этих мануфактур, которые в XVII- XVIII веках украшали залы и галереи Лувра и Версаля.
Гобелены издревле были любимы в Западной Европе. Как и многое другое, развитие данной сферы на русской земле будет связано с преобразования Петра I. Царь лично в 1716 г. посетил общепризнанный центр производства — Королевскую Гобеленовую мануфактуру в Париже и пригласил нескольких мастеров (Иоганна Бурдейна, Иоганна Гошера, Филиппа Бегагля и др.) на службу в Россию. Прибывшие в страну специалисты, брали себе в подмастерья учеников из местных, формируя тем самым русскую школу. Так в Санкт Петербурге появилось новое направление декоративно-прикладного искусства, использующее свой материал и имеющее свои законы.
Условия оформления заказа
оформление заказа
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube с ограниченным доступом
Адрес Gmail обязателен для оформления заказа
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
На сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля необходимо выбрать цикл и лекцию/программу.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
60-90 мин.
Продолжительность видеозаписи
300 руб.
Стоимость доступа к видеозаписи
Лекции размещаются на видеохостинге YouTube
Адрес Gmail обязателен
Оформление заказа производится на сайте продажи билетов Музеев Московского Кремля.
Ссылка на запись лекции/программы высылается в течении двух рабочих дней после проведения лекции в Лектории Музея.
В течение двух дней после оплаты доступа на Вашу почту придёт ссылка на видеозапись, активная в течение 10 дней с даты отправки.
Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты Gmail.
наши лекторы
наши лекторы
Кандидат исторических наук.
Заведующая Лекционным отделом Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед II категории Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед I категории
Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Лектор-искусствовед
Лекционного отдела Музеев Московского Кремля.
Фотогалерея
фотогалерея
Шпалера
Шпалера
Испания, Мадридская королевская мануфактура, середина XIX в. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера
Шпалера "Герб Тьеполо"
Италия, конец XVII - начало XVIII в. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера
Шпалера "Портрет Петра I"
Россия, Санкт-Петербург, Императорская шпалерная мануфактура, вторая половина XVIII в. Автор живописного оригинала: Натье Жан-Марк. Шерсть, шелк, нить металлическая, холст
Шпалера
Шпалера "Ворона и лисица"
Франция, мануфактура Бове, середина-вторая половина XVIII в. Серия сюжетов по мотивам басен Лафонтена. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера
Шпалера "Муза Астрономии Урания"
По мотивам Жана Берена I (1640-1711), из серии "Музы". Франция, около 1716 г. Мануфактура Бове. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера
Шпалера "Посещение царицей Савской царя Соломона"
Фландрия, Брюссель, около 1690 г. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Шпалера
Шпалера
Россия, Санкт-Петербург, Императорская шпалерная мануфактура, сер. XVIII в. Шерсть, шелк; ткачество. Музеи Московского Кремля